Жорж Сиксна: «Не медлите с визитом к врачу!»
Интервью с Žoržs Siksna
Певец
У известного латышского певца Жоржа Сиксны (57) уже задолго до судьбоносного заболевания были жалобы на сердце, быструю утомляемость и одышку. Врачей, как говорит сам певец, он иногда посещал, но не проводил проверки здоровья в надлежащем объёме. Певец известен своей недюжинной работоспособностью, и не жалел себя, чтобы порадовать своих слушателей. Три года назад во время полёта из Нью-Йорка в Амстердам Ж. Сиксна одновременно перенёс и инсульт, и инфаркт.
Расскажите, что именно произошло три года назад?
Ж. Сиксна. Летом 2011 года, возвращаясь из концертного тура для канадских и американских латышей, в самолёте сразу после взлёта я почувствовал себя очень плохо, стал икать, одна половина лица стала неподвижной, была сильная жажда, и в конце полёта я уже не мог двигать левой рукой. Однако, с этими симптомами я не осознавал, что меня настиг инсульт. Сейчас, надо сказать, это даже хорошо, иначе я впал бы в панику. Сразу после посадки в Амстердаме на машине неотложной медицинской помощи меня доставили в больницу, где начали лечение инсульта.
О том, что одновременно с инсультом я перенёс ещё и инфаркт, я узнал только неделей позже, проходя лечение в Латвии, в Рижской восточной больнице, где мне поставили стенты. Пользуясь случаем, хочу ещё раз поблагодарить профессиональный коллектив медиков больницы! В Латвии работают кардиологи высокого класса, и я рад, что лечился именно здесь. К тому же, чего скрывать, если бы мне пришлось такие операции перенести в Соединённых Штатах Америки или где-то в Европе, даже со страховкой это потребовало бы астрономических сумм.
Сохранились ли какие-то последствия после болезни?
Ж. Сиксна. Уже на второй день я немного перевёл дух, потому что понял, что смогу и ходить, и петь. Через четыре месяца после того, как заболел, я вернулся на сцену. Чтобы быстрее начать устранять последствия инсульта, в больнице Амстердама, по заданию врача, играл на кларнете и фортепиано. По сравнению с другими пациентами после инсульта, последствия у меня действительно минимальны. Есть трудности с концентрацией, появились нарушения памяти, я гораздо быстрее устаю – всё это в целом, конечно, мешает работе. Но я считаю, что мне действительно повезло – как известно, в лечении инсульта особенно важны первые четыре часа, но только полёт продолжался почти семь.
Были ли до болезни какие-то признаки, которые бы на неё указывали?
Ж. Сиксна. Да, конечно. Я чувствовал себя плохо уже лет семь. У меня была всё та же быстрая утомляемость, одышка, затруднённое дыхание, я не мог пройти большие расстояния. Но я на это совершенно не обращал внимания, давление тоже не измерял, все списывал на «нервы», потому что когда-то у меня с этим были проблемы. Да и образ жизни музыканта – не из самых здоровых: стресс из-за перегрузок, ночи без сна. Три года назад я активно давал концерты в Театре Вильнюсской оперетты и в других местах за границей – долгие переезды также очень влияют на здоровье. Думаю, на момент заболевания повлияли и долгие перелёты, и смена климатических и часовых поясов.
Как болезнь изменила Ваш образ жизни?
Ж. Сиксна. Сейчас я уделяю своему здоровью гораздо больше внимания, хотя бы раз в полгода посещаю врачей, чтобы провести необходимые проверки. Регулярно и старательно принимаю лекарства, потому что понимаю, что шутки плохи. Также я внёс изменения в свои ежедневные привычки, стараюсь придерживаться здорового питания – в Латвии, в отличие от других стран, доступны высококачественные продукты питания, и этим нужно пользоваться! Я также регулярно занимаюсь спортом и хожу на прогулки.
Что бы Вы пожелали своим ближним после произошедшего?
Ж. Сиксна. Призываю каждого, кто почувствовал себя плохо, или чувствует какие-либо нехарактерные проблемы со здоровьем, не стесняться и сразу обращаться к врачу! Я уверен, что в моём заболевании виноватo моё легкомыслие, так как я недостаточно проверялся, а в рутинной занятости не обращал внимания на симптомы болезни. Кто знает, возможно, таким образом, я смог бы избежать и инсульта, и инфаркта.